Есть ли грехи у бахаи?
12.02.2020
Недавно беседовал с одним христианином, и речь зашла о грехе. Сегодня хотелось бы поговорить о том, как бахаи понимают это понятие, и поделиться с вами личными соображениями об этом.

Бахаулла говорит, что «если бы человек оценил значительность своего положения и величие своей судьбы, он обнаруживал бы только прекрасный характер, чистые дела, благопристойное и похвальное поведение» [i]. Человек уникальное создание, уникальное творение Божье. Обладая свободной волей, мы можем направить свои дела и мысли как к тому, что предписано Богом, так и в обратную сторону. Мне слова Бахауллы о благородной природе человека помогают расправить плечи, ощутить любовь Божью и Его высокое доверие. Не знаю, как вам, но они очень помогают мне в правильных устремлениях.

Бахаи верят в то, что личность человека не подвержена первородному греху. Каждый, рождаясь в этот мир, начинает жить с чистого листа. И каждый отвечает за свои поступки сообразно тем знаниям о божественных законах, которые он получил и принял. Мотивация человека к тому, чтобы жить в соответствии с Волей Бога, отнюдь не в наказании за грех, а в тех благах, что человек получает, следуя за Явителем Божьим. Хотя понятие страха Божьего и присутствует в Писаниях бахаи, всё же, оно ближе к страху потерять любовь Создателя, нежели к опасениям навлечь на себя Его праведный гнев.
Одно из важнейших утверждений Бахауллы заключается в том, что тьма не существует. Есть только свет в больших или малых количествах. Говоря о развитии души человека, Бахаулла говорит о развитии её качеств. О щедрости, о правдивости, о радости, о доброте. Он не говорит о жадности, лживости, унынии и злости, как о чём-то имеющем собственное существование. Если человек скуп, то в понимании бахаи, он недостаточно щедр. Мы не разделяем подхода, что человек может быть подвержен греху жадности. Хорошие новости! Это означает, что с жадностью не нужно бороться. Это означает, что нужно развивать в себе щедрость. Каждый щедр, каждый правдив, каждый радостен, каждый добр. И мы можем преумножить в себе эти духовные богатства.

Душа человека сотворена по образу и подобию Божьему. Эти добродетели есть ни что иное, как отражение Божественных Имён и качеств. Развивая их, мы становимся всё больше и больше похожи на Творца и испытываем от этого счастье. Такова наша природа.

Вторая категория «грехов» — это неправильные действия. Бог установил определённые законы, от нарушения которых по знанию или незнанию нам становится некомфортно. Например, если мы прыгнем с 10 этажа, то умрём. Незнание закона всемирного тяготения не спасёт нас от смерти. Есть и менее жёсткие, но яркие примеры. Если мы не будем мыться, то будем приносить дискомфорт окружающим своим видом и запахом, к тому же наше тело неизбежно заболеет. Сейчас это очевидно, но давным-давно люди не знали этого и приписывали собственные болезни от грязи не микробам, а злым духам или дурному сглазу. Они просто не знали, что грязь и болезни связаны.

Последствия духовных законов не всегда очевидны, но так же неотвратимы, как и физические. О них нужно знать, и знание о них содержится в Священных Писаниях. Ложь, измена, убийство, несправедливые поступки препятствуют развитию души, а соблюдение верности, помощь ближнему из чистых намерений и улыбка соседу — помогают. Неправильные действия в разной степени мешают нам обрести Божественные качества, они отдаляют нас от Бога. Например, если человек говорит про другого гадости, то это «гасит свет сердца и губит жизнь души» [ii] , поэтому предписано развивать в себе способность к доброжелательной речи. Тренировать себя в совершении правильных поступков и правильных мыслей.

Любые неправильные действия предотвращаются развитием способности к действиям правильным. В детстве нас заставляют чистить зубы, потом мы обретаем понимание важности этого и чистка зубов становится нашей естественной потребностью. Правильное действие — это всегда действие, способствующее развитию собственной души, улучшению мира и его единству. Понимание приходит при размышлении над Святыми Писаниями. Затем нам предстоит превратить эти мысли в слова, а слова в дела. Вера и молитва помогают в самоконтроле, установления власти нашей духовной благородной природы над животной природой. Знания, жизненный опыт и правильно организованное общество помогает использовать наши чувства, порывы во благо, а не во вред.

Отменив институт священнослужителей, Бахаулла дал нам более глубокое представление о природе греха, чтобы человек мог справиться с этой проблемой самостоятельно. Исповедь человека перед другими людьми непозволительна для бахаи. «Отчитывайся перед собой ежедневно, прежде чем призовут тебя к ответу, ибо смерть придет к тебе внезапно, и потребуют у тебя отчета за дела твои» [iii], — напоминает Бахаулла. Покаяние — это признание того, что мы слабы, а Бог Всесилен. Покаяние — это просьба от слабого к сильному о помощи в обретении силы. Не в искоренении грехов и пороков, а в построении нашего характера, об обретении понимания, о даровании возможностей проявить себя с лучшей стороны, об испытаниях, из которых мы выйдем очищенными и преисполненными новых сил.

П.И.


[i] Бахаулла. Скрижали, явленные после Китаб-и-Агдас
[ii] Бахаулла. Избранное из Писаний
[iii] Бахаулла. Сокровенные Слова

Подписаться на блог

© All Right Reserved. My company Inc.
e-mail us: hello@company.cc