Домашняя страница » История общины Москвы

О московской общине Бахаи

В документах первые упоминания о бахаи в Москве встречаются в основном в связи с творческой интеллигенцией. Это Лев Толстой, который состоял в переписке с Абдул-Баха и слепой писатель Василий Ерошенко. Из архивных документов известно, что 19 декабря 1925 года по заявлению трёх уполномоченных бахаи Административный отдел Моссовета зарегистрировал московскую общину верующих с правом проведения собраний на улице Петровка, 20/1, кв. 34. Это была квартира Забиуллы Намдара. Первая московская община просуществовала около 4 лет до начала репрессий. Численность общины была 30-40 человек и состояла в основном из персидских подданных. Избиралось Местное Духовное Собрание.  Всего до 1938 года на территории СССР действовало 14 общин с Местными Духовными Собраниями и 23 организованных группы бахаи. В журнале «Ваhai World» за 1925-1938 годы можно найти упоминание Москвы, в числе городов, где существовали Местные Собрания.

В 1926 году сотрудники ОГПУ задержали прибывшего в Москву верующего-бахаи, должен был организовать и провести встречу, посвященную Вере. Спустя несколько дней на квартире одного из бахаи в Москве было конфисковано оборудование и два человека были арестованы и приговорены к тюремному заключению сроком на четыре года. В этом же году началась массовая высылка из страны бахаи иранского происхождения. Основанием для высылки служило лишь одно — принадлежность к Вере. За этим последовали гонения на всех бахаи, проживавших на советской территории. ГПУ изымало документы и литературу. Верующих пытали, сотнями люди погибали в неволе. Если гонения на православие были обоснованы тем, что церковь имела очень серьёзное политическое влияние,  ислам  с точки зрения советской власти был «реакционен»,  то к Вере Бахаи были претензии как раз по противоположным причинам – она находилось в прямом противоречии с тезисом коммунистов об отсталости всех религий.

В этот период Шоги Эффенди написал много посланий бахаи, живущим на территориях, охваченных Советской властью. В одном из них он говорил: «Нет сомнения в том, что придет день, когда те самые люди, которые оказались вовлеченными в разрушение оснований Веры в Бога и в развитие сей безосновательной материалистической доктрины, поднимутся и своей собственной рукой погасят пламя смятения. Они сметут всю структуру необузданного безбожия и ревностно, с невиданной энергией примутся заглаживать свои былые ошибки… Если друзья останутся стойкими и станут выполнять свои обязанности с верностью и благоразумием… все станут свидетелями необыкновенных событий».

В то же время Шоги Эффенди предвидел, что Россия будет вновь открыта для распространения веры Бахаи еще при жизни тех, кто пережил преследования и запрет Веры. Бахаи рассказывают, как легенду, что Хранитель Веры лично просил высланного за пределы страны Десницу Дела Бога Али Акбара Фурутана, чтобы он не забывал русский язык, потому что ему еще предстоит приехать в Россию, чтобы говорить там о Вере.

Так и произошло. Задолго до того, как в России стало возможным говорить о Вере, сюда, по зову сердца, стали приезжать бахаи разных стран. В 1982 году в Москве поселились бахаи из Англии Ричард и Коринн Хейнсворт со своими детьми.  Задолго до падения железного занавеса  Всемирный Дом Справедливости возложил на общину Германии ответственность за развитие Веры в России. Бахаи из других стран также желали помочь становлению Веры на территории такой огромной страны. Естественно, что Москва  как столица стала одним их первых мест их остановки.

Специально для нашего сайта вспоминает одна из первых бахаи новой московской общины Людмила Гращенкова:

«1 января 1990 года меня пригласили в гости в одну семью бахаи. Они были очень рады, действительно, очень рады, радушны, приветливы и невероятно терпеливы. Я была не лучшим гостем, задавала  массу «неудобных» вопросов. 19 января я побывала на Празднике 19 Дня, всего было около 15 человек.  Удивительная атмосфера душевного тепла и внимания царила в тот вечер. Божественная любовь изливалась из сердец этих глубоко верующих людей. Именно это распахнуло мне дверь в Откровение Бахауллы.

Состав праздника был интернациональным: семьи из  Великобритании, Ирландии и Германии, все с малыми детишками, иностранные студенты бахаи, которые учились в Москве, было две замечательных семьи из Москвы — семья Скребцовых и семья Касымовых. Было и несколько друзей, которые узнали о Вере от бахаи-эсперантистов, как и я. Встречались мы очень часто, по три, четыре, а то и пять раз в неделю по вечерам. Каждое воскресенье утром были молитвенные встречи. Проводились они по очереди в разных домах. Бахаи съезжались из разных частей Москвы к 10 утра, чтобы вместе молиться. Потом мы долго общались за чаем и никак не могли расстаться.

Это было невероятно благодатное время. Духовная жажда требовала божественных знаний, и очень много людей хотело узнать о новой мировой религии. Когда к нам приезжала Рухийе Ханум, вдова Хранителя и Десница Дела Божьего, на телевидении было организовано большое интервью с ней. Бахаи московской общины Аида Соболева вела передачу о Вере на ТВ. Ныне ушедшая в Царство Абха бахаи Селена Андреева, сценарист по профессии, сделала документальный фильм «Храм на моем пути», который пользовался большой популярностью.

Нельзя обойти стороной удивительного, особенного, чудесного, очень любимого нами человека — Музафара Намдара. По сути, он был одним из тех, кто вдохнул живую душу в общину.  Это был перс, вынужденный покинуть, как и многие персидские бахаи, свою родину. Он говорил на изысканном русском языке и прямо-таки источал аромат божественной любви. Как много глубоких духовных знаний вложил он в наши души. Все, кто общался с ним, согласятся со мной, что эти встречи в доме у Скребцовых были истинным пиром духа.  Он учил нас распространять Веру. Он сопровождал нас в начале этого пути, он воодушевлял и помогал, и ободрял. Он был весьма немолодой человек, с множеством недугов, но я никогда не слышала от него ни одной жалобы. Частые приезды в Россию, поездки по городам, весьма не комфортные, были наполнены его неизбывной радостью. Он был счастлив, что может быть духовно полезен людям в России. Только изредка он шутил, что металла в нем уже больше, чем живой материи.

В Ризван 1990 года было выбрано Местное Духовное Собрание Москвы. Это было особенное событие — первые выборы бахаи [после долгого перерыва].  Представляете, как это было не просто, понять, что нельзя обсуждать кандидатуры, нельзя узнавать, за кого голосует твой сосед, нельзя посоветоваться с другом… На выборы прилетел со Святой Земли Десница Дела Бога господин Али Акбар Фурутан. Его направил Всемирный Дом Справедливости. Сбылось пророчество Шоги Эффенди.

Али Акбар говорил на прекрасном русском, отлично знал русскую литературу и призывал, к слову сказать, молодых российских бахаи, приезжающих на паломничество, изучать литературу и вообще культуру России. Община росла и набирала силы. Желание распространять Веру было всеобщим. Мы осваивали города Подмосковья, а также Тверь, Коломну, Клин, Дмитров, а позже Орел, Воронеж. В Воронеже у нас появились первые российские пионеры — Маша Скребцова и Алеся Лопатина. Было много энтузиазма, молодежь всех возрастов с радостью ездила в эти проекты. Были проекты и в Москве. Например, по очереди, на кольцевых станциях метро ставились специальные большие планшеты, которые подарили нам бахаи из США, с фотографиями храмов и Святых мест, принципами Веры и Отрывками из Писаний. Конечно же, многие останавливались, задавали вопросы, бахаи на них отвечали, приглашали на встречи. Был большой проект в центральном выставочном зале на Крымском мосту, который длился несколько дней. Проводились также библиотечные проекты, благодаря которым во многих библиотеках появилась литература Бахаи. К этому моменту Издательство «Единение» выпустило много важнейшей литературы о Вере.

Очень важную роль в ознакомлении выдающихся людей с основами Веры выполнял национальный комитет по связям с общественностью, который направляла и обучала замечательная бахаи из Канады — Ненси Аккерман. В 2011 году она смогла снова поработать на этом поприще в Москве, и многие ее знают. Благодаря усилиям этого комитета бахаи Москвы, назначенные НДС, участвовали в различных государственных и международных конференциях, например, в конференции, посвященной проблемам женщин, в международном философском конгрессе, в множестве межконфессиональных встреч и т.п.. Таким образом укреплялся имидж Веры.

Еще одно грандиозное событие, которое необходимо вспомнить, было посвящено появлению на русском языке Наисвятой Книги — Китаб-и -Агдас. В одном из красивейших особняков Москвы, находящемся на Арбате и называющемся «Дом дружбы», была организована презентация Книги Законов для общественности Москвы. Были приглашены представители правительства города, профессура лучших ВУЗОВ, члены научных сообществ. По одному экземпляру Книги было подарено Президентской библиотеке и библиотеке Государственной Думы России. Приглашенные гости также заранее получили экземпляры Наисвятой Книги. Из их выступлений было понятно, что прочли они ее досконально. Я не помню, кто из выступающих, может быть кто-то из Думы, выразила свое отношение к Книге, похожее на крик души: «Если бы мы жили по этим законам, какая бы была прекрасная жизнь!»

В 1994 году вышла книга для занятий по духовному воспитанию московских бахаи Алеси Лопатиной и Марии Скребцовой, в которой рассказывается о семи религиях мира, собраны сказки, истории и притчи с духовно-нравственным содержанием, даны игры и задания, развивающие добродетели. Эта книга используется учителями в школах, работниками детских садов, родителями, заполняя образовавшиеся пробелы в нравственном воспитании. В настоящее время под эгидой «Фонда духовной культуры мира» уже подготовлены 8 книг: «Мир единства и любви», «Природа — глазами души», «Мир твоей души», «Искусство видеть мир», «Азбука мудрости», «Сказки о буквах и словах», «Сказки о цветах, деревьях и растениях», «Дары Земли», а также 8 брошюр — методических пособий — курсов из 30-50 примерных уроков на базе книг. К изданию готовятся сборники-хрестоматии с играми для детей разного школьного возраста.

С 2003 по 2010 год Москва была разделена по округам, в каждом из которых велась общинная жизнь, и были избранные Местные Собрания. В 2010 году Москва снова стала единой – под эгидой одного Духовного Собрания Москвы. Сейчас численность бахаи Москвы составляет около 200 человек, проводятся Праздники и Святые дни, многие верующие открывают свои дома для проведения детских классов и подростковых групп. Взрослые имеют возможность пройти всю последовательность духовного образования бахаи – Института Рухи, состоящую из 9 книг.

Контактная информация | Условия использования | Адинистративный раздел